Капитал и Строительная Техника  
Капитал и Строительная Техника
Капитал и Строительная Техника

Демонтаж реактора из подводной лодки в Мурманской области

В Мурманской области состоялась уникальная подъёмная операция по извлечению ядерного реактора из старой подводной лодки. Каждое движение было тщательно спланировано и рассчитано до миллиметра. Данный ректора не решались извлечь в течение 40 лет, так как в нём всё ещё находилось 170 кг. высокообогащённого урана.

Небольшая подводная лодка с мощной атомной силовой установкой обладала большой манёвренностью, и легко могла уклониться от торпеды. Но, к сожалению, запас прочности был недостаточен для систем такого класса. В 1971 году, спустя 3 месяца после выхода в море, на главной энергетической установке произошла авария.

По рассказам Юрия Киселёва, ведущего инженера-конструктора ОКБ имени Африкантова, в отсек вылилось около трёх тонн расплавленного вещества. Так как разобрать лодку и отремонтировать не было возможности, её было решено затопить.

Реакторный отсек вырезали, а реактор заполнили специальным консервантом. Лодку покрыли 100 тоннами битума и бетона. Но риск такого «захоронения» был слишком велик, и это понимали ещё 40 лет назад. Даже 5-10 литров морской воды, попавшие внутрь, начнут неконтролируемую ядерную реакцию.

«Вопрос проникновения воды внутрь ядерного реактора — вопрос времени. Мы сегодня, разбирая, готовя его к выгрузке, выяснили, что консервант внутри реактора, на сегодняшний день, прошло где-то 30 лет после того, как его заполнили, он уже свои функции не выполняет», — сказал директор «СевРАО» Валерий Пантелеев.

В процессе демонтажа атомного реактора, его очень медленно переместили из отсека подводной лодки во временное хранилище, стараясь не раскачать эту опасную конструкцию, и не дать тросам лопнуть.

Около часа Юрий находился прямо над источником излучения. Для защиты от радиации его буквально обложили свинцовыми листами. Он с большой точностью втискивал реактор в новую нишу.

В дальнейшем реактор предстоит разобрать. Однако, по документам, сделать это невозможно. Всё, что можно сделать на данный момент, это срезать днище и вынуть урановые стержни.

Метки: , , ,
Размещено в категории: 2011 год, Новости.
Капитал и Строительная Техника